Бег строка

Этот блог для моих учеников, их родителей, моих коллег, для всех, кому интересна школьная жизнь, кто не равнодушен к ее проблемам. Я хочу делиться своими мыслями, разработками и узнавать ваше мнение о них.

пятница, 23 декабря 2016 г.

Обычаи народов Кубани
Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не зря гласит кубанская мудрость «Народ без традиций, что дерево без корней». Хочу предложить вашему вниманию разработку мероприятия "Обычаи народов Кубани".
Цель: помочь учащимся детально ознакомиться и закрепить знания об особенностях бытовой культуры, обычаях населения Кубани.

Задачи формирование УУД:
Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников по исправлению ошибок
Познавательные: - поиск и выделение, передача информации устным способом, построение рассуждения, контролировать и оценивать результат деятельности.
Коммуникативные: -ставить вопросы; формулировать свои затруднения; аргументировать свою позицию; -проявлять активность для решения задач; -строить понятные для одноклассников высказывания.
Личностные: -принятие образа «хорошего ученика»; -уважительное отношение к мнению одноклассников; -осуществлять самоконтроль.
Оборудование:
Ход мероприятия
 Организационный момент. Приветствие.
Каждому из нас необходимо знать историю и обычаи своего народа. Не зря гласит кубанская мудрость «Народ без традиций, что дерево без корней». - Сегодня мы с вами познакомимся с обычаями и праздниками на Кубани.
Основная часть.
1) Обычаи народов Кубани.
В Краснодарском крае живут люди разных национальностей. Греки, например, в апреле отмечали праздник Сирандонас и готовили блюдо из сорока трав – хортарике. Весну они встречали 1 мая.
В армянских поселениях перед Новым годом ряженые забирались на крыши домов и опускали в дымоход мешок. Чтобы хозяева дома положили в него подарки. Наши соседи адыги устраивали игрища, которые проходили в большом дворе.
 2) Уважение к старшим.
А вот казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. Одно из главных обычаев – уважительное отношение к старшим.
 3) Уважение родителей.
Почитание родителей, крестного и крестной были не просто обычаем, а внутренней потребностью заботы о них сына или дочери.     Авторитет отца с матерью был настолько почитаем, что без благословения      родителей не начинали никакую работу. Этот обычай до сих пор сохранен в казачьих семьях до сегодняшнего дня. На Кубани обращались к отцу, матери только на «Вы» - «Вы, мама», «Вы, тату». Уважение к старшему прививалось в семье с ранних лет. Дети знали, кто из них в отношении кого старше.
 Особенно почиталась старшая сестра, которую до седых волос младшие братья и сестры величали няней, нянькой, так как она заменяла им занятую домашней работой мать.   Заботу о воспитании подрастающего поколения проявляли не только родители, но и все взрослое население хутора, станицы. За непристойное поведение подростка взрослый не только мог сделать замечание, но и запросто «надрать уши», а то и «угостить»  легкой оплеухой, сообщить об этом родителям, которые незамедлительно «добавят».
4) Рождение казака.
 Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением. Рожденного младенца холостые казаки нянчили все, и когда у него появлялся первый зубок, непременно приходили смотреть и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене. Отец надевал на ребенка портупею от шашки, сажал на коня и потом возвращал сына матери. Когда у младенца прорезывались зубы, отец и мать сажали его снова на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану – воину. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади, а к пяти годам скакали по степи. - Послушайте «Колыбельную».
 5.) Одежда казака.
Одежду казак воспринимал как вторую кожу, содержал ее в чистоте и никогда не позволял себе носить чужую одежду. У казаков были в обычае мужские беседы без женщин и женские беседы. Если собирались вместе, то женщины садились по одну сторону стола, мужчины по другую.
 6). Культ подарка.
Существовал культ подарков и гостинцев. Никогда казак не возвращался после долгой отлучки из дома без подарков, и в гости не ходили без гостинца.
 7) Оружие казака.
У казаков и кубанцев считалось за позор покупать кинжал. Кинжал обычно или передается по наследству, или в качестве подарка,        или, как ни странно, крадется или добывается в бою. Шашка. Шашку казак должен был себе приобрести. Ему никто оружие не выдавал. Идти в поход казак был обязан в обмундировании, с оружием и, обязательно, на коне.
 8)Работа с поговорками. - Поговорки о коне и оружии казака. Как вы понимаете значение поговорок?
Казак без коня, что воин без ружья (конь для казака - как часть вооружения)
Казак с конём и ночью и днём (казак и конь неразлучны)
Вся родня не стоит коня (высока цена строевого коня)
Конь познаётся в езде, а друг - в беде (достоинства проверяются в трудные минуты)
В бою казак себя славит не языком, а конём да клинком (только делом завоёвывается слава)
Добрый конь в беге, что сокол в небе (т.е. лёгок в скачке)
Не вини коня, вини дорогу (причину неудачи ищи по справедливости)
Коня гони не кнутом, а овсом (поощрение полезнее наказания)
Справный конь спит стоя (важный показатель здоровья)
Надёжное у коня стремя - цело в бою темя (проверяй амуницию - останешься жив в бою)
Кони в лугах, что жемчуг в шелках (красивы и ценны) 
9) Конь казака.
 У кубанцев перед выездом из дома на войну коня казаку подводила жена, держа повод в подоле платья. По старому обычаю, она передавала повод, приговаривая: «На этом коне уезжаешь, казак, на этом коне и домой возвращайся с победой». Приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением, привставал на стремена, взглянув на чистую и уютную белую хату, на палисадник.
Потом нахлобучивал папаху на голову, огревал нагайкой коня и карьером уходил к месту сбора. Вообще у казаков культ коня преобладал во многом над другими обрядами. Перед отъездом казака на войну, когда конь уже под походным вьюком, жена вначале кланялась в ноги коню, чтобы уберег всадника, а затем родителям, чтобы непрестанно читали молитвы о спасении воина.
10) Строительство жилья.
Обряд при строительстве жилья. На место строительства бросали клочки шерсти животных, перья -  «чтобы  все водилось». Деревянные брусья поднимали на полотенцах, «чтобы в доме не было пусто». После окончания строительных работ хозяева устраивали угощения вместо платы (ее не полагалось брать за помощь). Большинство участников приглашалось и на новоселье. 
11). Казак и гости.     
 Безмерное уважение к гостю обуславливались тем, что гость считался посланцем Божьим. Самым дорогим гостем считался незнакомый из дальних мест, нуждающийся в приюте, отдыхе и опеке. Заслуженно подвергался презрению тот, кто не  оказывал уважения гостю. Независимо от возраста гостя, ему отводилась лучшее место за трапезой и на отдыхе.
Считалось неприличным в течение 3-х суток спрашивать гостя, откуда он и какова цель его прибытия. Даже старик уступал место, хотя гость был моложе его. У казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. В любом хуторе, станице, поселке у него обязательно был дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или просто сослуживец, а то и просто житель, который встретит его, как гостя, накормит и его, и коня, на постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях при посещении ярмарок в городах. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.        
 Казачье гостеприимство  давно было известно не только историкам, но и простому люду.
12). Праздники на Кубани.    
- А какие праздники отмечаются на Кубани?
Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали Рождество, Новый год, Масленицу, Пасху, Троицу, но на Кубани их отмечали особенно. (показываю слайд, дети называют праздники)
13). Сообщения детей.
Пасха– светлый и торжественный праздник. В этот день стремились надеть все новое. Обновлялся и стол. Заранее готовили обрядовую пищу: красили яйца, пекли куличи, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный – огонь, кровь, солнце. Голубой – небо, вода. Зеленый – трава. В некоторых станицах на яйца наносили рисунок – «писанки».
Обрядовый хлеб – пасха, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, украшали его шишками, цветами, фигурками птиц, посыпали цветным пшеном. Пасха – дерево жизни, поросенок – символ плодородия, яйцо – начало жизни. Возвратившись из церкви, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Очень насыщенной была развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, качели.  
 Свадьба на Кубани  - праздник со строгими правилами. Самым предпочтительным временем года для свадьбы  считались осень и зима, когда не было полевых работ и, к тому же, это время хозяйственного достатка после уборки урожая. Благоприятным для брака считался возраст 18 – 20 лет. Не разрешалось выдавать девушек в другие станицы, если в своей было много холостяков и вдовцов. Молодые были лишены права выбора. Решающее слово в выборе жениха и невесты оставалось за родителями. Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани имело полотенце (рушник). Держась за полотенце, жених и невеста шли в церковь венчаться. На рушник ставили свадебный каравай. Все свадебные полотенца были богато украшены кружевом ручного плетения.       
 По обычаю свадебный стол накрывался в двух домах: жениха и невесты.
 За   ним могли присутствовать только гости жениха. Второй день свадьбы проходил  у родителей невесты. Заканчивалась свадьба тем, что  ловили кур по дворам участников гулянья, варили на костре лапшу. Это называлось «тушить»  свадьбу.   
14) Праздник урожая.
Это крупный праздник плодов. Приходится этот праздник примерно на 6 сентября, устраивался он после того, как урожай был убран и надо отблагодарить богов за новую пищу. Через несколько дней после праздника добывают живой огонь, который будет храниться в печах всю зиму до весны.
 С тлеющей головней от живого огня обходят засеянные поля и так оберегают их от «лиха и призора». Происходит при этом обходе и ритуальное опахивание поля, так, что вокруг полей движется целая процессия с огнем и плугом. В этот день переходят на новое жилище. День новоселья и переноса домового из старого очага. Делалось это так. В старой избе старуха топит печь. В полдень угли складывают в горшок. Обращаясь к запечному углу, старуха говорит: «Милости просим, дедушка, к нам на новое жилье». Горшок охватывают полотенцем, закрывают крышкой и несут до нового дома. Там бабка стучит в верею и спрашивает: «Рады ли хозяева гостям?» - «Милости просим дедушку на новоселье», - отвечают ей. В доме угли кладут в печку. Горшок разбивается и хоронится под передним углом дома.
По поверью считалось, что утром на мокрые луга вылезает угорь и стряхивает на росу Все свои недуги. Потом они цепляются к людям. Знахари гадали угрями. Бросали их на угли и гадали по тому, как угорь скачет. И, наконец, приходила на землю матушка Осенина, всего на месяц. И время ее прохладное, но красивое и сытное.
15) Инсценирование. Щедровки.
Вечер под Новый год называется «щедрым вечером». В этот вечер в каждом доме обязательно варят вареники с сыром и картошкой, жарят колбасу, пекут пирожки с капустой. Мальчики и девочки идут щедровать.
Они подходят к окну какой – нибудь хаты и кричат: - Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!  Разрешите пощедровать Вам? Получив разрешение, они поют щедровки: Щедривочка щедрувала
До виконца припадала.
Що ти, титка, напыкла
Ныси нам до викна.
Як горячее – ныси нам,
Як холодно – ныхай вам.
 Щедрык, ведрык
Дайте варэнык.
Грудочку кашки,
 Кильцэ ковбаски.  
  Хозяева выносили полную чашу вареников и колбасы, пироги с мясом, с картошкой, угощали тех, кто щедровал.
16). Посевание.
 Был еще один обряд. Посевание на Новый год. Утро Нового года начиналось приходом посевальщиков. Считалось, что от первого дня зависит благополучие и удача в течение всего года.
Посевать ходили мальчики и парни. Иногда они наряжались в женское платье. Ребята надевали через плечо большие холщовые сумки, полные семян хлебных злаков, гороха, подсолнечника, фасоли. Появляясь на пороге, они говорили: «Здравствуйте, хозяева! С Новым годом!»
Мальчиков первым делом сажали на порог и просили «поквохтать» как курицы, чтобы квочки хорошо несли яйца. Когда они садились, их окропляли свяченой водой. Затем начинали посевать. Чтобы урожай был обильным, зерна бросали сначала в святой угол, а потом подбрасывали вверх.
Подкидывая зерна к потолку, посевальщики приговаривали:
Сею – вею, посеваю
С Новым годом поздравляю.
Тах –тох, тарарох!
Зароди, Боже, горох!
Жито, пшеницу,
Всяку пашницу (все, что сажают).  
Зерна потом сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась.
17) Вождение козы.
Накануне Нового года водили козу. Этот красочный веселый обряд был призван обеспечить счастье и изобилие в наступающем году.
Недаром пели: Дэ коза ходэ – там жито родэ. Дэ коза рогом – там жито стогом. Дэ коза топ – топ – там жита сто коп
.   Самое главное – сделать маску козы. Иногда маска представляла собой холщовый мешочек с бородой из овчины, соломенными рожками. Чаще маску полностью делали из дерева. Нижнюю челюсть делали подвесной и коза могла разевать рот. К рогам козы был подвешен колокольчик. Свита козы была немногочисленна.
Обычно были дид, цыган, поводырь и михоноша (нес мешок для угощений), музыкант и группа исполнителей песни в праздничных костюмах.
Вот обряд, записанный в станице Брыньковская.
Поводырь: Хозяин, пустите козу?
 Хозяин с хозяйкой: Ой, заходьте, заходьте!
Поводырь: Только коза – то у нас непоседливая, шкодливая.
Хор: Добрый вычир вам, честным господам,
Мы ни самы йдем, мы козу ведем.
И рогатую, бородатую.
Нидавно бралы – булла молода,
 А тэпэрычки состарилася,
Своих деточек нэ прокормыла.
 Та й пишла коза в Михайливку,
А в Михайливке вси люди – стрэльци.
Хочут козу вбыть и с свита сгубыть.
Тут коза впала, ны жива стала. (поводырь причитает над козой).  
Поводырь: Ой, моя коза! Ой, моя роднэнька! Да что ж я тэпэрь буду робыты! Господи Боже мой! Ой, да усе було хорошо. Да ты ж мэни молчком обслуживала. Да я же усим дарыл то молоко. Молока много було.А тэпэрь що ж мэни робыть? Хлопцы! Кто у вас лэчить умеет?
Казак: Я лэчу!
Поводырь: Ты? А много бэрешь?
Казак: Ни-и!
Поводырь: Если устанэт коза – заплачу! (Казак делает движения руками).
 Казак: Я в одын мых вылэчу.  Я знаю таку молытву… шо ой-ой-ой!
Бегала коза через мист,
Четыре лапы, пяты хвист
Шеста голова,
Хай ей и бог помога! (коза начинает шевелиться)
Поводырь: Ой-ой! Вжэ и головочкой щевэлить! Ой, да ты ж моя козюлечка!  

18). Слушание песни. - Ни один праздник на Кубани не обходился без песни.

Итог урока.
- Назовите обычаи народов Кубани.
- Как назывался праздник, в котором участвовали только мальчики?
- Для чего при строительстве жилья бросали шерсть и перья?


1 комментарий:

  1. Наталья, спасибо за материал, с удовольствием использую на уроке)))

    ОтветитьУдалить