Эссе «Я — учитель»
С чего бы начать? Начну
с истоков.
Моя прабабушка,
Антонина Ивановна Лаврова, много лет проработала учителем в краснодарской
железнодорожной школе №8 (ныне лицей №12) вместе с Фёдором Фёдоровичем
Брюховецким. Этого директора до сих пор
помнят многие краснодарцы.
Бабушка прожила
трудную, но замечательную жизнь. После гибели мужа-священника она осталась одна
с двумя детьми и четырьмя сёстрами. Всех подняла, всех выучила, причём все
сёстры стали учителями начальных классов.
В пятьдесят восьмом
выступала в академии наук в Москве с докладом — её делегировали в составе
группы педагогов от Краснодара. Была всегда бодра, энергична, жизнерадостна. И
главное — очень любила дело всей своей жизни.
Родители мои —
педагоги-музыканты. У папы учился Виктор Гаврилович Захарченко — руководитель
Кубанского казачьего хора.
Мама и папа —
удивительные люди, очень профессиональные, яркие, бесконечно преданные
выбранному делу.
К чему это я всё?
Знаете, есть у Сергея
Соловьёва фильм «Наследница по прямой»? Так вот, я без лишнего пафоса назвала
бы себя «наследницей»-продолжательницей дела своих близких. Профессию учителя
мне никто не навязывал, но определилась я уже в подростковом возрасте. Были ли
у меня сомнения? Да, конечно! Они и сейчас меня периодически посещают: тем ли я
занимаюсь, моё ли это, нужна ли я в профессии? Что ж, если человек работает
формально, не вкладывая своей души в работу, он лучше защищён от
неблагодарности — зрителей, слушателей, учеников. А если работаешь со всей
душой, не за страх, а за совесть — чем поддерживать себя, на что опираться?
Один кинорежиссёр учил своих учеников: «Если
вы живёте с установкой, что снимаете фильм для зрителя, для страны, то
сгорите очень быстро. Запомните: кроме вас ваш фильм никому не нужен! Поэтому
снимайте для себя». Такая мысль отрезвляет. И в этой мысли больше опоры, чем в
моей наивной юношеской надежде на признание и любовь всего человечества. С этой
установкой действительно можно жить: «Я это делаю, потому, что это нужно лично
мне». Такова правда: я не могу не делать! Да, временами нам всем не хватает
позитивного внимания со стороны к результатам нашей работы. Но, как известно,
работа учителя даёт не сиюминутные результаты. «Это профессия дальнего
действия, главная на Земле!» - писал Роберт Рождественский.
Мне, как и каждому
педагогу, хочется, чтобы мои ученики стали достойными людьми. Хотела добавить —
успешными. Не стану. У меня к этому понятию своё отношение. Однажды поспорили
даже с одной из родительниц. Видимо, разный смысл вкладываем в это понятие.
Лучший врач больницы —
он успешный? А пекарь? Или просто учитель, к которому родители в очередь
выстраиваются? А кто такой успешный писатель? Тот, кто написал величайшую
книгу, или тот у кого миллионные тиражи?
Я считаю, что понятие
«успешность» изначально предполагает соревновательность. Действительно, идёт ли
речь об этой самой успешности, когда наших детей лечат, спасают страны от
эпидемий, учат писать и считать? Исключительно ли успешные люди вступают в
борьбу с преступностью, разрабатывают средство против рака?
Когда я слышу призывы к учителям воспитывать успешных конкурентноспособных учеников, во мне возникает внутренний протест. Почему
бы не подумать о другом — разве не нужны обществу достойные и счастливые люди?
Разве не на их плечах всё держится? Модель успеха, в которой человеческому
достоинству нет места, не близка мне.
Счастливые и достойные
люди — всегда созидатели, миротворцы, да и просто люди, с которыми рядом
хорошо.
Некоторое время назад я
составила сборник по страницам русской литературы «Искусство жить достойно»»,
он размещён в этом блоге. Важной ступенькой в формировании внутренней культуры
человека является усвоение важнейших общечеловеческих качеств: уважение
человека человеком, уважение старости, детства, любовь и уважение к родной
земле, самоуважение, обретение чувства такта, стремление к самообразованию и
самовоспитанию. Отрывки из произведений Платонова, Набокова, Пастернака,
Достоевского наполняют душу читателя. Думаю, это нужно и детям, и взрослым.
Нужно было и мне, когда составляла этот сборник. Чем я, как учитель, поделюсь с
учениками, если не наполнена сама добром, знаниями, любовью? Где ничего не
посажено, ничего и не вырастет. А значит, самосовершенствование, творчество,
поиск учителем смысла собственной жизни пронизывает всё многомерное
пространство педагогического труда, как бы освещает его особым светом,
позволяет глубже и объективнее оценить свои профессиональные успехи и неудачи,
достижения и ошибки своих учеников.
Добрые и полезные дела,
совершаемые ежедневно и ежечасно в общении, в деятельности, в личностном
развитии, дают мне как учителю и человеку ощущение полноты жизни, наполняют
повседневную жизнь и работу реальным смыслом.
В поисках этого смысла
обращаюсь не только к настоящему и будущему, но и к своему профессиональному
прошлому. Анализируя свой путь, пройденный в профессии, радуюсь за своих бывших учеников, за то, что смогли
реализовать свои способности и таланты и стали полезными обществу и просто
счастливыми людьми.
Когда-то мама сказала:
"Я продолжаюсь в своих учениках". Это правда.
Николай Николаевич
Кобылянко - один из самых молодых директоров школ Краснодара. Коля- мой ученик.
И я продолжаюсь. Он, как и я, каждый год приходя в школу, говорит:
"Здравствуйте, дети! Я ваш учитель."
Здравствуйте, Наталья Игоревна! Позвольте с Вами поспорить. Когда Вы слышите слово “успех”, какие слова приходят в голову? Мне- победа, счастье, успех, достижение, удача, признание. Посмотрим, как объясняет слово успех толковый словарь: удача в достижении чего-нибудь,общественное признание, хорошие результаты в работе, учебе. Нет и упоминания о бездушии, равнодушии, жёсткосердии."Соревновательность"? Да, может быть и скорее всего. Но ведь соревноваться можно не только с другими, а прежде всего, с самим собой, с собой "прежним", с собой " настоящим", самосовершенствоваться.
ОтветитьУдалитьПсихологи считают, что один из главных шагов на пути к жизненному успеху – правильная постановка цели. Помните первую встречу Алисы с Чеширским Котом?
«-Скажите, пожалуйста, куда мне идти?
- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.
Мне все равно…-сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда идти,- заметил Кот».
В этом отрывке сформулирован один из важнейших принципов жизни – цель определяет направление движения. Многие люди терпят неудачи в жизни, так как не имеют хорошо продуманных целей.Главное, ставить перед собой правильные цели и научить пользоваться своим успехом на благо не только себе, но и окружающим. Тогда и человечности в такой модели успеха будет место!
Спасибо Вам, Наталья Игоревна, за вопросы, над которыми следует и стоит думать.
Елена Алексеевна, интересно было читать Ваш комментарий. Не думаю, что мы с Вами противоречим других другу. Тут главное - договориться о смысловой нагрузке слова "успех". Успех профессиональный или личный?
УдалитьУспех равен счастью?
И ещё - правильно поставленные цели - это прекрасно! Но кто определит, что значит, правильно? Отступить от глобальной цели ради блага близких - это правильно? Успех не любой ценой , я бы так сказала.
Признание является признаком успеха или ощущение самодостаточности ( не ограниченности , нет ) ?
Если смысл человеческой жизни представить как путь к определённой цели , то для меня смысл в самом пути. Не проглядеть бы чего по дороге к успеху.
Наталья Игоревна, полностью с Вами согласна! Написано очень тепло, с душой. Блог отличный, все очень понравилось!
ОтветитьУдалитьБлагодарю Вас!
Удалить